Яндекс.Метрика
.
.
8 (800) 775-99-35

Круглосуточно, без выходных и праздников.
Условия перепечатки материалов




Витебский вокзал.
 
 
Самая первая российская железная дорога была построена в 19 веке под руководством профессора Венского политехнического института Ф.А. фон Герстнера специально приглашенного в Россию для этой цели, она проходила от Санкт-Петербурга через Царское село в Павловск. Железнодорожный вокзал в Петербурге по его плану должен был находиться на набережной реки Фонтанки, однако выделенных средств на строительство хватило только на сооружение самой железной дороги и строительство вокзала в Царском селе. Тогда было решено построить временную деревянную станцию чуть в стороне от отведенного под вокзал места. Первый рейс из Петербурга в Царское село паровоз привел сам фон Герстнер – он доехал туда за 35 минут, что по тем временам казалось фантастическим достижением.
 
Построенная на Семеновском плацу, петербургская станция выглядела довольно скромно: деревянная платформа и помещение для пассажиров к которому примыкали несколько построек, предназначенных для работающих на железной дороге служащих и для ремонта паровозов и вагонов-экипажей. Она очень быстро стала одной из новых городских достопримечательностей. Каждый день туда приходило множество людей, чтобы посмотреть на прибытие паровоза и испуганно зажать уши, услышав его громкий сигнальный свисток. Но, уже через несколько недель на паровозах свистки заменили небольшими органчиками, так что о своем прибытии на станцию новый транспорт стал сообщать исполнением известных мелодий.
 
Временная станция, в конце концов, была все же заменена каменным двухэтажным вокзальным зданием, созданным по проекту архитектора К. А. Тона. В то время  сеть железных дорог продолжала развиваться, при прокладке новых линий возникали железнодорожные общества, к одному из которых – Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской дороги – перешла в собственность самая первая, Царскосельская линия. Это общество организовало строительство железнодорожных путей от Петербурга до Витебска, из-за чего построенный в Петербурге вокзал стал впоследствии называться Витебским. Уже в 19 веке витебская железнодорожная магистраль продвинулась еще дальше – сперва до города Жлобина, а потом до Одессы.
 
Путешествовавших по железным дорогам, количество пассажиров росло, и Витебский вокзал пришлось несколько раз перестраивать и расширять – через каждые 20-25 лет он становился чересчур тесным. К основному зданию вокзала в начале 20 века был пристроен так называемый Императорский павильон: туда прибывали и оттуда же отправлялись поезда, в которых путешествовала царская семья. В это же время в очередной раз был перестроен и сам Витебский вокзал – его новый облик с высокой часовой башней, мраморной лестницей, арками, куполом и просторным вестибюлем сохранился до настоящего времени. Стены вестибюля Витебского вокзала были украшены орнаментом, лепниной в виде женских масок и изображением древнеримского бога Меркурия, считавшегося покровителем торговли и путешествий. Позже в вестибюле были вывешены панно, изображающие порт в Одессе и Петропавловскую крепость, написанные известными художниками В. И. Быстрениным и С. И. Дудиным. К этим картинам в 20 веке прибавилось еще несколько разных панно, иллюстрирующих историю Царскосельской железной дороги и ее вокзалов.